«Они защищали Родину …» (из воспоминаний Почетного гражданина города Орска, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Золойко Бориса Петровича)

Боевой экипаж Золойко Б.П. - в центре, май 1943 г.В 2016 году филиал ГБУ «ГАОО» в г. Орске продолжает публикацию воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Посетители сайта Государственного архива Оренбургской области имеют возможность познакомиться с еще одним удивительным человеком «военной эпохи», легендарным советским летчиком, командиром экипажа, Почетным гражданином Сталинграда и города Орска – Золойко Борисом Петровичем.

Встреча архивистов с этим жизнерадостным и позитивным человеком состоялась благодаря непосредственной помощи председателя Совета ветеранов Ленинского района города Орска Отюта Валентины Александровны. В 2015 году документы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были приняты на постоянное хранение в филиал ГБУ «ГАОО» в городе Орске.

Золойко Борис Петрович родился 27 апреля 1923 года в городе Казалинске, Кзыл-Ординской области Республики Казахстан. С детства увлекался небом и самолетами. Как только в городе открылся местный аэроклуб, он одним из первых пошел «записываться в летчики». В полной мере постичь профессию летчика не дала начавшаяся война.

С июня 1941 г. по октябрь 1944 г. воевал на Ленинградском, Сталинградском, Центральном, Первом Белорусском фронтах, участник битвы «за Ленинград», Сталинградского и Курского сражений. За время войны Борис Петрович совершил 448 боевых вылетов, из них в битве за Сталинград – 105. Был известен как мастер бомбовых ударов. В независимости от сложности предстоящего задания, погодных условий, будь то недавно прошедший проливной дождь, гроза или непроглядная ночь, первым из кандидатов на вылет всегда был Борис Петрович.

Золойко Б.П.Из воспоминаний Бориса Петровича: «На войну попал, приписав себе лишние годы. Был направлен под Ленинград на аэродром города Тихвина. Немцы разбомбили авиабазу, из 32 самолетов осталось всего девять. Но командование приняло решение – нанести удар по Кенигсбергу. Столько лет прошло, а я до сих пор уверен: этот приказ – настоящее преступление. Как прорваться к городу, если он защищен и укреплен? Как выполнить задание, если бомбардировщики полетят без прикрытия истребителей? Двадцатилетние мальчишки, за плечами которых всего по десять-пятнадцать боевых вылетов, понимали, что их ждет смерть. Но приказы на войне не обсуждаются, и девять самолетов поднялись в воздух. Восемь были сбиты, так и не долетев до пункта назначения. Несколько раз фашисты подбивали самолет, он уже летел на одном крыле, его трясло от очередной раны, но мотор и система управления не подвели. Военная машина приземлилась на аэродром и от удара развалилась на части. Позже механик насчитает на корпусе около 30 пробоин».

Информацию об особенностях характера ветерана можно подчерпнуть из воспоминаний близких и родных людей, боевых товарищей, прошедших бок обок всю войну. Обратимся к одному из таких источников.

Из воспоминаний боевого товарища и друга, Пустовалова Бориса Максимовича «Те триста рассветов …»: «Командир экипажа Золойко. Веселый порывистый парень. Он худ, высок, подвижен. Выгоревшую застиранную гимнастерку распирают мощные плечи. На красивом лице постоянно светится румянец, который не в силах погасить даже летний загар. На спор Борис мог поднять хвост самолета и катить его, как тележку. К славе, которая пришла к нему в боях под Сталинградом, с виду равнодушен.».

Не единожды война проверяла военного летчика на стойкость и мужество. Ему поручали самые сложные и ответственные задания – разбомбить склад боеприпасов, находящийся в тылу врага. Не всегда подобные задания заканчивались согласно ранее разработанному плану.

Борис Петрович вспоминает об операции по нанесению удара по складу боеприпасов у села Стрелецкое Орловско-Курской битвы 12 июля 1943 года: «Немцы нас заметили не сразу … включили прожектора и открыли плотный огонь, но мы уже нашли цель и под косыми лучами светящих авиабомб сбросили «зажигалки»… Попали по цели… Огонь скорострельных пушек становился все точнее. И – удар! Снаряд попал в середину стойки крыла, и машина стала стремительно «заваливаться». Я принял отчаянную попытку выровнять ее, кричал штурману, чтобы выбирался из кабины и уравновесил крен. Так и долетели до линии фронта: летчик в кабине, а штурман снаружи, на крыле».

Поразительный факт, художественные фильмы советского периода, если отсечь идеологическую составляющую, в отличие от современного кинематографа, точно и достоверно рассказывают нам «историю войны». Подтверждением этому служат, в том числе и воспоминания Бориса Петровича: «Во время крупных сражений мы за ночь совершали по шесть-восемь боевых вылетов, производили бомбардировку фашистских объектов. Меня в одном из вылетов подбили, мотор забарахлил, «зачихал». Мы со штурманом даже подумали, что не дотянем до своей территории. Три минуты пролетели – вроде все нормально, но в тылу врага радоваться рано. И вот спасительные пять минут – все, мы на своей территории, можно и самолет сажать…

Ткнулись в снег винтом – рады и такому приземлению. А сели аккурат рядом с деревней, женщина, председатель колхоза, выдала мне лошадь с санями и возницу. Штурман остался охранять подбитый самолет. Приезжаю в полк во время обеда – а там, на столе, на моем месте стоит стакан с водкой, накрытый, как положено, куском хлеба. То же вижу на месте своего штурмана. Нас вроде как уже помянули, а я тут к ним на лошади – смех смехом, а словно с нас писали картину к кинофильму «В бой идут одни старики», только там герой вернулся в родную экскадрилью верхом, а я – в санях ».

Несмотря на всю серьёзность и безжалостность войны, на фронте происходило немало и курьезных, порой смешных случаев.

Из воспоминаний Бориса Петровича: «После разгрома немцев под Сталинградом, наш полк ночных бомбардировщиков перебазировался на Курскую Дугу. Командиром звена связи назначили Плеханова, а летчиками: Золойко и Трофимова… Через несколько дней нам сообщили о перебазировании полка на другой аэродром. Надо было лететь на старый аэродром и узнать, на каком аэродроме будет базироваться полк, получить карты района базирования… Пролететь необходимо было церковь из красного кирпича, рядом аэродром. Пока самолетом управляли то один, то другой летчик, проскочили этот ориентир…Смотрят – впереди маячит какая-то женщина. Решили сесть около нее и узнать, где они находятся. Приземлились и спрашивают: — скажите, пожалуйста, где находится такой-то населенный пункт? А она отвечает вопросом на вопрос: «А вы немцев не боитесь?». Летчики спрашивают: «Какие немцы?». Женщина отвечает:
«Живые! Вы мои дорогие, — настоящие. Вон слева движется немецкий обоз – боеприпасы везут…».

Тут летчики проявили такую резвость, что ногами не успевали продавить снежный покров. Золойко в кабину влетел, Плеханов винт прокручивает. Запустили мотор … лыжи прилипли к влажному снегу. Плеханов выпрыгнул из кабины, взялся за консольную часть крыла и начал расшатывать…взлетели как раз на немецкий обоз. Пока немцы поняли, что это «русс-фанер», некоторые начали стрелять, но уже было поздно. А женщина стоит и крестится, молит богу, что бы он помог благополучно долететь до своей территории, переживает за русских летчиков.

Когда самолет пролетал через линию фронта, немцы не сразу поняли, что это летит русский кукурузник, средь белого дня на бреющем полете. Начали обстреливать с опозданием, летчики отделались легким испугом».       

За боевые заслуги Борис Петрович в разные годы был награжден: орденами Красной Звезды (1943 год), Отечественной войны первой степени (1985 год), медалями «За отвагу» (1943 год), «За оборону Сталинграда» (13 июля 1943 года), «За боевые заслуги» (1943 год) «За победу над Германией (22 июня 1946 года) и другими медалями.

Золойко Б.П. с начальником УМВД Смалковым А.А.После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ветеран возвратился в город Орск. По предложению Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) прошел в Москве переподготовку, после по рекомендации известного летчика, генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза Н.П. Каманина был назначен руководителем Орского аэроклуба. В 50-е годы в авиашколе Пензенской области в качестве летчика-инструктора готовил квалифицированных летчиков для военно-воздушных сил СССР.

На сегодняшний момент Борис Петрович ведет большую общественную работу, является членом Совета ветеранов Ленинского района города Орска, активно работает в составе Комиссии Совета по патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, с большим желанием встречается с учащимися школ и других учебных заведений города.

Несомненно, историческая ценность официального документа неоспорима, но каков его вклад в историю, если о его существовании знает ограниченный круг специалистов. Какова цена официальным документам, без «живых» воспоминай, их не прочувствуешь, не поймешь, необходим внутренний оклик, чтобы запомнить и сохранить информацию, уже у себя глубоко-глубоко в душе.

Можно задать и обратный вопрос  –  какова цена воспоминаниям без привязок к историческим фактам и документам …, связь неоспорима. Надеемся, что опубликование материалы помогут посетителям сайта Государственного архива Оренбургской области открыть для себя много интересных фактов о войне и привьет культуру личного знакомства, с казалось бы, скучными, но без сомнения важными документальными источниками.

Е.С. Клецова,
заместитель директоар ГБУ «ГАОО» в г. Орске

Поделись статьей в социальных сетях.
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Blogger