КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Общий вид спуска к Уралу12 июля 1955 г. 65 лет назад окончено строительство каменного спуска к р. Урал возле пешеходного моста г. Оренбурга.

Осенью 1953 г. в связи с пятнадцатой годовщиной гибели советского летчика-испытателя Валерия Чкалова председатель Чкаловского облисполкома Александр Жуков обратился к Министру промышленности строительных материалов СССР Павлу Юдину с просьбой выделить городу Чкалову (ныне г. Оренбург) «кусок обработанного гранита», для использования в качестве постамента, на котором планировалось поместить его скульптуру. Автор памятника московский скульптор Исаак Менделевич изобразил прославленного летчика Валерия Чкалова после завершения ответственного полета. «Пилот только что вышел из самолета, он горд от сознания выполненного долга и, несмотря на усталость, готов выполнить любое новое задание Родины».
Памятник предполагалось установить на пересечении улицы Советской и боковой аллеи бульвара им. Я. Свердлова (ныне Пушкинский бульвар), расположенного на высоком берегу реки Урал. Согласно пояснительной записке, приложенной к обращению Жуковым, бульвар планировалось оградить со стороны реки невысоким парапетом, построить от бульвара к реке два спуска, а через реку каждую весну «наводить деревянный мост в старинную Зауральную рощу – место отдыха чкаловцев».

Спуск к р. Урал в г. ЧкаловеТоржественное открытие памятника Валерию Чкалову состоялось 7 ноября 1953 г., после чего, во исполнение плана, началась реконструкция спуска к реке Урал. Отметки залегания различных грунтов уточнялись на месте после начала строительства. Подошвы опорных бутовых столбов устанавливались на мергелистых песчаниках (песчаниках средней твердости, они легко чертятся ножом с появлением царапины, но не рассыпаются от мороза и влаги). Фундаменты подпорных стенок спуска – на почвах с «допустимым напряжением (сопротивлением) не менее четырех килограммов на квадратный сантиметр».

Облицовка стенок тесаным камнем производилась одновременно с укладкой бутобетона (фундамента, основу которого составляли крупные неровные куски камня), «с чередованием тычков и ложков в каждом ряду» и креплением каждого камня к стенке металлическими закрепами диаметром 10 миллиметров. Верхнюю часть стенки спуска толщиной 60 сантиметров сделали бетонной, а все подпорные стенки – из бутобетона марки «50» (так называемого легкого бетона марки «75» и камня марки не ниже «200»).

Строительство спуска к реке Урал завершилось 12 июля 1955 г. «Изящные портики с колоннами, капителями и акротерами наверху, открытые террасы с балюстрадами, закругленные лестничные марши, обнимающие грот, оформленный ренессансной аркой» стали одной из ярких достопримечательностей города.

Решение исполкома Оренбургского горсовета № 296 от 25.07.1955В целях обеспечения охраны и поддержания спуска к реке Урал в чистоте, 25 июля 1955 г. решением Чкаловского горисполкома № 296 было поручено организовать двухсменное дежурство. На эти цели в распоряжение городского отдела культуры из местного бюджета выделили девять тысяч рублей.

 

 

С.А. Четвериков,
ведущий архивист отдела ПиНИД

Источник:
ГАОО. Р. 1133. Оп. 1. Д. 18. Л. 84-86.
ГАОО. Р. 1133. Оп. 3. Д. 90.
ГАОО. Р. 63. Оп. 7. Д. 273. Л. 50.
Чкаловская коммуна – 1955 – 12 июля; 31 июля.

 

Поделись статьей в социальных сетях.
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Blogger